ВНОВЬ ЗАЗВУЧАЛИ МОЛИТВЫ И ОЖИЛИ РОДНИКИ

Сразу после Белогорска белые горы сменяются черным полем, потому и первое село по Феодосийской трассе называется Чернопольем. Оно известно далеко за пределами Крыма Домом-музеем греческой культуры, фольклорным ансамблем, церковью и источником в память о святых равноапостольных Константине и Елене. Каждый год 3 июня в их честь здесь проводится большой народный праздник.

…Жители греческой деревни Корфокалимбо из северо-восточной Фракии, приютившие солдат русской армии во время очередной русско-турецкой войны (1828—1829 гг.), захотели переселиться в Россию. Император Николай I внимательно отнесся к их прошению и разрешил переехать в Таврическую губернию. В апреле 1830 года переселенцы обосновались в пустующих татарских селах Феодосийского уезда (ныне территория Кировского района). Однако в этих местах жизнь у них не складывалась, и после безрадостных тридцати девяти лет на чужбине тоска по оставленной родине вынудила греков принять трудное решение о возвращении. Двадцать две семьи из сорока двинулись в обратную дорогу, унося с собой и святые иконы, вывезенные некогда из Фракии. По дороге устроили привал у придорожного источника. Согласно преданию, собравшись продолжить свой дальний путь, люди обратили внимание, что лики на старинных иконах посветлели. Это было расценено как знак свыше, что именно в этих местах им необходимо обосноваться.

В то время здесь находилось небольшое сельцо Карачоль в окружении пастбищ и кошар. Владели этими землями потомки майора Грекова, которому их пожаловала в свое время императрица Екатерина II. Сами владельцы жили рядом, в Ишуне (ныне Дозорное).
Фракийские греки отдали за понравившиеся им земли Карачоля шапку золотых монет и получили 1200 десятин пашни и неудобий. Дома они начали строить на бугре, чтобы не занимать пахотные земли. Занимались в основном земледелием, табаководством, огородничеством, овцеводством. Женщины пряли шерсть и ткали ковры. Сыновья после женитьбы не уходили из отцовского дома, а пристраивали к нему свою половину.
Придорожный источник стали почитать как святой и использовали его воду для питья и омовения. А так как покровители фракийских греков — святой царь Константин и его мать царица Елена, то источник назвали в их честь. Этими именами освятили в 1913 г. и каменную церковь.
После установления Советской власти жизнь греческого села резко изменилась. Сначала организовали сельскохозяйственное товарищество, а в 1930-м — колхоз имени В. Чапаева, бюст которого и сейчас стоит перед конторой. В том же году атеисты ликбеза сняли церковные колокола, разграбили церковь, серебряные оклады якобы использовали для покупки сеялки и трактора. В 1932 г. церковь и вовсе закрыли. Из святых икон чудом сохранились лишь три. Церковь открыли вновь в 1941 г. во время фашистской оккупации Крыма. А 27 июля 1944 г. греки были высланы из Крыма в Пермскую область, где работали на шахтах и лесозаготовках. Общее горе их сплотило, они жили одной общиной, что помогло сохранить язык и традиции.
Покидать место высылки грекам разрешили в 1956 году, но вернуться домой им удалось лишь в 1968-м. Их дома были заняты, святой источник заброшен, в храме действовал сельский клуб, и пришлось обустраивать жизнь заново.
Церковь смогли восстановить благодаря финансовой помощи Национального банка Греции только в 1999 году. Ее темные купола сегодня видны издалека, а светлое легкое здание, построенное в византийском стиле, красиво вписывается в сельский пейзаж.
Душа греческой общины Чернополья — Ирина Зекова. Когда греков выселяли, ей было всего два года. Именно ее усилиями открыт этнографический дом-музей, в котором можно познакомиться с историей села, обычаями и традициями, обрядами и песнями фракийских греков. Экспозиция начала формироваться в 1992 году в небольшой сельской библиотеке. А в 2004-м на деньги, выделенные Одесским филиалом Греческого фонда культуры, куплен дом, который отреставрировали в старинных греческих традициях: красная черепичная крыша, веранда, забор из дикого камня. Комнаты меблированы старинными предметами быта. Многие вещи вместе со своими владельцами пережили депортацию и вернулись в Крым. В греческом центре можно увидеть, как работали на старинной прялке, услышать народные песни, примерить национальные костюмы.
Народный женский ансамбль «Карачоль» с успехом участвует в фольклорных фестивалях, в том числе и в Греции. Его участники побывали и на родине своих предков в селе Корфокалимбо. А в Карачоль не раз приезжали паломники из Греции.
В каждом греческом селе и в городских кварталах принято отмечать дни памяти Богородицы и святых. Особо почитаемы Василий Великий, Георгий Богослов, равноапостольные Констан��ин и Елена, Иоанн Предтеча, Пророк Илья, Дмитрий, Николай Угодник, Петр и Павел, Катерина, Варвара, Афанасий, Параскева, Пантелеймон. Именно в их память освящено большинство греческих церквей и устраиваются престольные праздники, которые называются «панаир». К панаиру греки готовились основательно, шили новые одежды. Накануне в деревню съезжались гости — все, кто чтит святого, в честь которого названа церковь в этой местности. Он считается ее покровителем и ходатаем перед Богом за молящихся ему людей.
Греки Чернополья проводят панаир, посвященный святым Константину и Елене. В первый день почитают Константина, во второй — Елену. Праздник собирает почти всех жителей многонационального теперь села. Приезжают гости из ближнего и дальнего зарубежья, этнографические ансамбли. Роль распорядителя панаира берет на себя тот, кто хочет избавиться от какой-либо беды или болезни. Открывается праздник всенощной службой. После молитвы приносят жертву (курбан) — барашка или другое животное, из мяса которого на открытом огне в больших котлах готовят бульон и кашу. В панаир проводят и освящение источника. К нему отправляются крестным ходом сразу после праздничной службы. Затем устраивается совместная трапеза для всех жителей села и гостей. Считается, что съеденная на панаир пища обладает чудодейственной силой, избавляет человека и его семью от болезней и несчастий. После трапезы праздник продолжают танцы и песни.
По сути 3 июня стало днем села Чернополья. Это большой яркий праздник греческой общины, открытый для всех.

Зинаида ТИМЧЕНКО
№ 104 (4548)
4 июня 2010 года 
"Крымские известия"

 

Статистика, каталоги

Rambler's Top100 Размещено на Start.Crimea.UA