Наши фотоальбомы

3-4 июня - праздник св. равноап. царей Константина и Елены

Прошлое и настоящее села Карачоль

 Деревня греков-переселенцев называлась  Корфо-Колибо, что в переводе означает «плавающая вершина». Находилась она близ города Малки Самоков в восточной Фракии высоко в горах. В селе насчитывалось 40 дворов, была церковь святых равноапостольных Константина и Елены. Жители  в основном занимались скотоводством и хлебопашеством, производством древесного угля и скипидара, излишки которых потом продавали. В период Русско-турецкой войны 1827-1829 годов военные действия проходили на Балканах.

Сильные снегопады помешали русским солдатам перейти горный хребет, и они зимовали на Балканах. Местное население, преимущественно греки и болгары предоставляли им кров, пищу, сено для лошадей. Опасаясь расправы со стороны турецкого правительства, греки приняли предложение генерала Дибича и с его помощью заручились согласием на переселение со стороны правительства царской России.

 

 Небольшая православная греческая община численностью 40 семей покинула свою историческую родину, на паруснике переправилась через море и в 1830 году 10 апреля, в день Великой Пасхи, высадилась на берег в городе Феодосии. В Крыму переселенцам были предложены земли на территории Феодосийского уезда, они селятся в полупустующих селах Найман (современная Абрикосовка Кировского района) в деревнях Карабай, Акчора, Тууш-Джанкой того же района. Здесь они занимаются хлебопашеством, огородничеством, скотоводством. Прожив в кировском районе почти 40 лет, они не построили ни церкви, ни часовни, хотя с ними были их святыни (иконы). В 1869 году община принимает решение покинуть Кировский район и, двигаясь на запад, найти земли, еще не заселенные людьми, для строительства жилья и часовни. 24 семьи собрали вещи и отправились в путь. По историческим источникам можно проследить время появления греков в с.Карачоль. В 1864 году это было небольшое село из 10 дворов. Земля принадлежала помещику Грекову, который жил в с.Дозорное (Ишунь) и являлся владельцем 2200 га земли. Старики общины выкупили 1142 десятины земли пашни и 20 десятин неудобий за 25 тыс. золотых рублей. Для этого пришлось собрать у всех кольца, серьги, ценные вещи. На новом месте построили дома, возделали поля, и закипела новая жизнь. При оформлении покупке земли оказалось, что греки прожили 40 лет в Крыму, а еще турецко-подданные. 28 октября 1871 года греки были приглашены в полицейский участок, где дали клятву на верность Российскому царю и Отечеству. С этого года начинается политическая жизнь общины.

 Греки призываются для участия в Австро-Венгерской войне. Большое значение для жителей села имел родник. Воду из источника пили, освящали ею жилище, и животных, приносимых в жертву Богу, омывались и омывали больные места. Источник огородили, вырыли колодец, для водопоя животных, другой - для бытовых нужд, и только третий, главный родник был источником питьевой воды. Он накрывался крышкой и дважды в год освящался на Крещение и 3 июня. Вода не кипятилась, а употреблялась в сыром виде каждое утро после молитвы. У православных греков была глубокая  вера в целебность источника, они считали «айязма» родником здоровья. За годы депортации родник исчез, и только по возвращению карачольцев на родину место было очищено, родник вновь ожил. Жители Карачоля занимались сельским хозяйством, женщины - прядением, рукоделием и ковроткачеством. В 1907 году началось строительство каменной церкви святых равноапостольных царей Константина и Елены, работы велись на средства прихожан. Община росла, крепла. В селе открывается церковноприходская школа. В 1912 году в селе уже было 104 двора. Оно являлось религиозным центром греков и местом нахождения священных икон. Тяжелыми для жителей села  стали 20-е годы: неурожай и голод, установление советской власти, начало коллективизации, борьба против религии. В 1932 году церковь была закрыта.

 

 Люди винили себя за то, что не смогли отстоять свою церковь, ждали возмездия. Когда началась война, жители деревни рыли окопы, помогали как могли, отступающим советским войскам и местным партизанам. Многие карачольцы сражались на фронтах Великой Отечественной, участвовали в обороне Севастополя. Люди верили, молились, отмечали все православные праздники, продолжали тайно приносить в жертву скот во имя мира, благополучия, здоровья ни в чем не повинных людей. За годы войны самое тяжелое испытание выпало на долю жителей села Карачоль в 1944 году, 27 июня – день депортации греческого народа на Урал. О годах, проведенных на Урале, сложено много песен, их поют всегда, когда собираются вместе.

 

 Невзирая на гонения и преследования всего национального, сталинские репрессии, греческий народ сумел сохранить свой язык, обычаи, традиции. Особо отмечаются греками дни памяти святых Василия, Георгия, Иоанна Предтечи, Ильи, Дмитрия, Николая, апостолов Петра и Павла, Катерины, Варвары, Афанасия, Прасковьи и др.Эти праздники объединяют людей, делают добрее, спокойнее, дают возможность очищения. Огромную работу проделала православная греческая община по восстановлению церкви святых равноапостольных царей Константина и Елены. В 1999 году зазвонили колокола, привезенные из Афин. И хотя некогда вывезенные иконы не возвращены, но отовсюду люди несут в церковь иконы и утварь. Чудом сохранились священные иконы, привезенные из далекой родины, села Корфо-Колибо. Церковь  пережила все трудности вместе со своим народом.

 

 Карачольские греки, несмотря на все удары судьбы, никого не винят, ничего не требуют. Они благодарны русскому народу за вторую родину, греческому - за помощь в восстановлении церкви, духовную поддержку. Немногочисленные представители древнего великого народа эллинов, выжили, выстояли. В этом им помогали глубокая вера в добро и справедливость, присущее им от природы терпение и трудолюбие, надежда на себя и  свои идеалы, бесконечная любовь к Богу и людям.

 

Статистика, каталоги

Rambler's Top100 Размещено на Start.Crimea.UA